pirmdiena, 2014. gada 28. jūlijs

Буква Ш - занятие

0. Перед началом занятия можно прочитать стихотворение и спросить, догадался ли ребёнок, с какой буквой вы будете сегодня знакомиться:
Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел -
Шёл до школы и вспотел.

Повтори звук Ш за мной:
= В прямых слогах:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, ша-ши-шо-шу
ши-ши-ши, шу-шу-шу, ши-шо-шу-ша
ше-ше-ше, шо-шу-ша-ши
шик, шов, шейх, ширь

= В обратных слогах:
аш-аш-аш, ыш-ыш-ыш, аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош, иш-иш-иш, ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш, уш-ыш-аш-ош
мышь, тушь, рожь [ш], уж [ш], ложь [ш], тишь


1. Найти слова с буквой Ш (взято здесь и здесь)







2. "Бродилка" по букве Ш

3. Определить те картинки (или просто слова), в которых есть буква Ш:
= шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги


4а. Игра "Наоборот" (источник)
МыШка очень любит звук Ш. Она (взять игрушку и картинку с мышкой) будет называть слог с буквой С, а тебе нужно его переделать, заменив букву С на Ш.
= са - ша, со - шо, су - шу, сэ - шэ
= сок - шок, мыс - мышь, маска - Машка, каска - кашка

4б. "Измени первый звук в слове" или Игра "Фокусник": будем сейчас превращать одни слова в другие! Нужно первый звук заменить на звук [Ш] и назвать новое слово. (взято здесь и здесь) (Примечание: некоторым детям сложно на слух поменять первый звук, поэтому можно написать на листе или сделать слайды).
= жаль - ..., мыло - ...., стык - ....
= мах - ..., дар - ..., губы - ...
= бык - ..., толк - ..., мышка - ...
= тапка - ..., майка - ..., топот - ..ёпот

5. Рассказ - пересказ с буквой Ш. Кошки-мышки (цепной текст) (взято здесь и здесь)
У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.
 


6а. Доскажи букву! (подготовить слайды со словами)
= каранда... , шала..., ланды..., малы..., камы...

6б. Игра "Закончи слово!" (взрослый записывает на листе) (взято здесь)
= слогом ША: на..., ва..., Да..., Ната..., гру..., кры...,
= слогом ШИ: на..., ва..., ды..., камы..., гру..., мы..., кры..., пи..., у...

7а. "Жонглёр - ловкач" - надо поймать только те мячики (шарики), когда я буду назыыать слово со звуком Ш (если нет таких подручных материалов, то можно "делать шаг вперёд, если услышишь звук Ш (если нет, стоять на месте)")
= шишка, ёжик, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, морожениое

7б. Игра "Хлопни в ладоши" (когда услышит звук Ш)
= Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С
= Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА
= Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка

8. "Клоун и шарики": надо помочь словить те шарики, на которых есть буква Ш (от шариков нарисовать ниточку и привести её к руке клоуна). А из шариков, где нет буквы Ш, нарисовать выходящий воздух. Не забывать называть все буквы Ш. (идея взята здесь, исполнение моё (А5))

9а. Занятие с буквой Ш (из книги "Игры на развитие речи")

9б. "Учим буквы играя"


10. У девочки Маши сегодня день рождения - давай подарим ей ромашки! (идея взята здесь, файл сделала сама (формат А5))

11. Ещё один номер с фокусником: я буду фокусником, а ты - помощником. Называй звук Ш, а я - остальное слово. Затем ты повтори за мной всё слово!
= ...апка, ...шуба, ...ина, ...аг, ...ум, ...шило, ...аль, ...ов, ...орох

12. "Певращения фокусника": будем превращать большие предметы в маленькие! (подсмотрела здесь)
крышка - ...
шар - ...
шапка - ...
шкаф - ...
ухо - ...
кошка - ...
горшок - ...
подушка - ...
штора - ...
муха -

13. Закончи предложения.
Я иду и ты ... (идёшь). Я пою и ты ... (поёшь). Я веду и ты ... (ведёшь). Я даю и ты ... (даёшь). Я ем и ты ... (ешь). Я несу и ты ... (несёшь).

14. Игра "Назови ласково"
зима - зимушка
камень -
солнце -
хлеб -
изба -
хозяйка -
штаны -

15. Найди спрятанные буквы Ш (отсюда)

16. Выдели и обведи букву Ш (отсюда)

17. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш (отсюда)

18. Найти в этой путаннице букву Ш (отсюда)

20. Шарик лопнул. Он падает и шипит: "Ш-ш-ш". Пошипи вместе с ним. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..." (это задание и последующие отсюда)

21. Покажи, каким сначала был шарик - обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..."

22. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шарик и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: "Ш-ш-ш-ш..." Сосчитай, сколько у Пятачка шариков: "Один шарик, два шарика, ..."

23. Змейки рисуют узоры на песке и шипят: "Ш-ш-ш-ш...". Сначала проведи по лигиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывать шипеть как змейки.


24. Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: "ТиШе, мыШи, не Шумите. НаШу коШку не будите". Сколько мышек увидела кошка во сне?

25. Проговори без запинки: "У Мишки шишки, шишки у Мишки...". Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово "ШиШка".

26. Цепочка предложений. КаШа (цепной текст)
Маша и Даша кушают пшенную кашу.
Пшенную кашу варят из пшена.
Пшено купила бабушка.
Бабушка наварила горшок пшенной каши.

Кашей накормили кошку.

27. Дорисуй половинку каждого предмета и назови его.


28. Выложи букву Ш из палочек (или карандашей, или спичек).

29. Рассмотри картинки и назови их. Определи место звука Ш в каждой из них. (взято здесь)

30. Измени предложения по образцу (взято здесь)
У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. -
У Паши мешок. -
У Даши шахматы. -
У Саши шапка-ушанка. -

31. Игра "Запомни и повтори" (взято здесь)
шахматы - машина - шапка - шуба
мешок - шиповник - машина - шахматы

32. Рассмотри и назови картинки.

33. Спряжение в настоящем времени по образцу.
= дышать
= вышивать подушку
=== я дышу, ты дышишь, он дышит, мы дышим, вы дышите, они дышат

34. Определи место звука Ш в слове и соедини со схемой.

35. "Загадочные картинки". Это закалдованная картина. Какие предметы спрятались в рисунке? (взято здесь) / Ответ: шар, чашка, кошка, петушок, вишня, машина, мышка, груша, лошадка, карандаш, шапка/
36. Автоматизация звука Ш (здесь)
37. Упражнения с буквой Ш (смотреть здесь)




38. Слова с буквой Ш (здесь)






39. Игра "Кто первым придёт к финишу" (здесь)
Правила игры:
Участники устанавливают фишки на старте. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки по игровому полю, называя нарисованные картинки и определяя место звука [Ш] в слове. Попав на клеточку со схемой, игрок должен придумать слово в соответствии с ней. Выигрывает тот, кто первым приходит к финишу.

40. Игра "Разноцветные дорожки" (здесь)
Надо "ползти" (вести пальчиком" поочерёдно по каждой дорожке и петь как змея: "Ш-ш-ш". "Ползти" и шипеть надо непрерывно, чтобы звук звучал долго. Если не получается, то остановись, сделай вдох, "ползи" и шипи дальше.


41. "Змея играет в мяч"
"Бросая" каждый мячик, произноси по одному слогу: А - Ш (произнося, вести пальчиком по стрелочке). Очень важно сначала звуки не произносить слитно!

42. Слова с Ш (взято здесь)

43. Помоги мамам найти своих детей! Соедини рисунки линиями и расскажи, у кого какие дети. Например, у кукуШки - кукуШата и т.д. (взято здесь)

44. Образуй прилагательные.
Шаль из шёлка. -
Мишка из плюша. -
Конфеты из шоколада. -
Каша из пшена. -

45. "Дорисуй, что услышишь в стихотворении. Повтори стишок!" (взято здесь)

46. Отыскать спрятавшиеся буквы Ш (автор указал, что там есть буквы Х, но я не нашла :)

47. Помоги Мышке собрать все буквы Ш. (источник)

48. "Мы учили букву Ш"

49. Задания у упражнения "Дифференциация букв С и Ш" (источникещёещё и ещё)

50. (источник)
 Шапокляк решила навестить своих друзей. Она приготовила для них подарки. Помоги ей упаковать все предметы: подбери коробки для подарков, соедини контуры предме­тов с их изображением.

51. Подпиши картинки (источник)


52. Разгадать кроссворд (источник)
Найди куда вписать слова: шар, шарф, шуба, шапка, шнурки, Шура.






Логопедия
* постановка звука Ш здесь
* смотрите здесь
* читать здесь
* автоматизация - здесь (!)
* Если ребёнок научился изолированно произносить звук Ш, для его автоматизации предлагается следующтй порядок:
- в начале слов перед согласными (ш-каф),
- перед согласными в середине словы (ба-буш-ка),
- в конце слов (ма-лыш).
Если ребенок научился произносить звук слитно с последующими гласными, то он включается в соответствующие слова (шапка, машина, лап-ша, кув-шин).