svētdiena, 2014. gada 27. jūlijs

Буква Ш


Буква Ш обозначает согласный глухой звук, всегда твёрдый [ш].(здесь)

Слова, начинающиеся на букву Ш: шапка, шуба, шиповник, шар, шея, шов, шут, шарф, шёлк, шина, шест, шлем, шнурок, шпион, шепот, шитьё, школа, шляпа, штамп, штаны, шутка...

Слова, с буквой Ш в середине: чашка, кошка, мышка, Даша, душа, ишак, Маша, ушиб, афиша, башня, брошка, вишня, груша, Гриша, каша, лягушка, машина, мешок, пушка, пшено, решето, чешуя, юноша, бабушка, башмак...

Слова с буквой Ш в конце слова: малыш, камыш, душ, фарш, ковш, лаваш, глупыш, беляш, хорош, карандаш, зверёныш, розыгрыш, проигрыш, марш, гуляш, реванш...

Несколько букв Ш в слове: шашки, шалаш...


Буква Ш в таких словах:
Школа, шест, шарада, шах.
Букву Ш я написала:
Три шеста и снизу шпала.

Стихи про букву Ш (здесь)
Шакал по дороше бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне, друзья,
Мне без Ш никак нельзя.

Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел -
Шёл до школы и вспотел.

В школу буква Ш пришла,
Сашу там она нашла,
Дала Саше шоколад,
Букве Ш он очень рад.


Скороговорки (здесь и здесь больше)
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шумят, шуршат,
Тише, кот сюда спешит.
Шмыг - и в школе не души.

Мышонку шепчет мышь: "Ты всё шуршишь, не спишь!"
Мышонок шепчет мыши: "Шуршать я буду тише".

Гришка с Мишкой ел коврижку
И дразнил в окне мартышку.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу.

Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали
Зубы сразу же сломала.




Чистоговорки (больше здесь)
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Мы качаем малыша.

Аш-аш-аш, аш-аш-аш,
Мы доделали шалаш.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош,
У меня на блузке брошь.

Уш-уш-уш, уш-уш-уш,
Я пойду, открою душ.

Ыш-ыш-ыш, ыш-ыш-ыш,
У воды шумит камыш.

Шин-шин-шин, шин-шин-шин,
На шкафу большой кувшин.

Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выходи из камыша!
Ше-ше-ше - нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши - что же шепчут камыши?


Загадки (здесь и здесь)
Вместе Паша и Егор
В поле ставили шатёр.
Прямо возле шалаша,
И шатёр стал буквой ...

У шофёра Саши
Есть машина Маша.
За рулём шофёр сидит
И рулит, рулит, рулит,
А машина едет
В огород к соседям.
Это им не по душе,
И шофёр стал буквой ...

Для шипенья хороша
В алфавите буква ....

Шимпанзе залез на стул,
Шарфик с вешалки стянул.
Что-то вроде шалаша -
На картинке с буквой ...


Писать букву Ш надо так (отсюда и отсюда)
 

Изображения буквы Ш и картинки на Ш (отсюда)














Сказки про букву Ш (отсюда)

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи. 
У нее была сестра – буква Щ - жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:
- Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф! 
Буква Щ щурилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щадила ее и целовала в щечку.
А один раз буква Ш поссорилась с буквой Ы. Да так поссорилась, что никто не смог их помирить.
- Я никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно, - говорила буква Ш.
- Но как же быть? – пытались уговорить ее другие буквы. – Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.
- Ни за что! – упрямилась буква Ш. – Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!
- Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! – Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы, значит, она должна стоять рядом с тобой.
- А я не хочу и всё! – упорствовала буква Ш.
Как ни уговаривали ее другие буквы – ничего не помогало. Мало того – буква Ж стала ее поддерживать:
- Мне тоже буква Ы не нравится! – заявила она. – И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы, например: Жызнь, Жыр, Жыво-пись…
А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш, им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:
«Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»
Вот так две упрямые буквы добились своего.

Буква Ш, поселившаяся в камышах

Буква ш долго искала, где бы ей поселиться.
- Поселюсь-ка я в камышах! - наконец решила она. — Конечно, они неисправимые сплетники, но тихие и совершенно безвредные. А я с удовольствием помогу им шуршать.
Она сделала из камышей шалаш и поселилась у маленького лесного болотца. При каждом дуновении ветерка камыши начинали шевелить листочками и шепотом пересказывать друг другу последние лесные новости — утешительные и неутешительные. А буква ш изо всех сил старалась им помогать. Она даже научилась рассказывать особые, шелестящие сказки.
В безветренную погоду, когда в лесу стихали звуки и воцарялся покой, лесная мышка приводила к берегу своих малышей — шестерых крошечных мышат, чтобы они послушали сказки, которые свивает из тишины и тихонько нашептывает в камышах буква ш.